1. без Библии 2. с Библией |
Урок 12. Христос и христианская жизнь |
|
Комментарий для учителейЦель учителя1. Объяснить, почему мы тоже являемся «странниками и пришельцами на земле» (см. Евр. 11:13). 2. Обозначить опасности, которые подстерегают нас в случае возврата назад. Исследовать, каким должно быть отношение христианина к обществу. 3. Показать, каким образом мы можем противостоять греху и соблазнам, с которыми сталкиваемся на каждом шагу в повседневной жизни. План урокаI. Христос пришел, чтобы спасти погибшее. II. Иисус Христос и Церковь. III. Поддержка и помощь в христианской общине. КомментарийИнтересно отметить, что апостол Павел называет героев веры свидетелями. Они засвидетельствовали свою верность Богу. Они, можно сказать, свидетельствовали о Христе еще до Его воплощения, ибо жили предвосхищением Его обетовании, которые и осуществились в Нем. Каждый христианин, являясь свидетелем Богу, тоже должен прожить жизнь героя веры. Тот, кто стал на нелегкий путь свидетельствования о Боге («мартурео»), совершает подвиг, веры, наградой за который ему будет венец вечной жизни. Итак, на христианском ристалище награда ждет каждого, кто состязается честно и проявляет выносливость в беге. «Так бегите, — обращается апостол Павел к коринфянам, — чтобы получить» ( 1 Кор. 9:24). Нам предстоит рассмотреть два важных элемента христианской жизни: 1) характер христианина и 2) то, каким христианин должен быть в жизни. I. Характер христианина: стойкостьХристианин — это тот, кто неутомимо готов бежать к цели, поставленной перед ним. Одной из главных проблем, с которой столкнулись христиане из иудеев, кому адресовано Послание к Евреям, является то, что после хорошего «старта» (см. Евр. 10:32—34) их воля к победе ослабела, былое рвение исчезло (см. Евр. 2:1), и грех не дает им бежать, как прежде. Им следует стряхнуть с себя охватившую их сонливость и сделать новый рывок (см. Евр. 4:11); вновь обрести дух состязательности и уверенность в победе. Им следует помнить, что они участвуют в очень необычном и ответственном состязании, в котором финишная ленточка натянута не во времени, а в вечности. Если быть более конкретным, то христиане, участвующие в этом марафоне, должны сбросить с себя оковы греха. Именно грех, каким бы он ни был, сдерживает их бег. Так же верно и обратное: все, что сдерживает бег христианина, каким бы безобидным на первый взгляд оно ни казалось, является грехом и должно быть без сожаления отброшено с Божьей помощью. На самом деле, стойкость является неотъемлемой частью повседневного участия христианина в духовном марафоне. По словам апостола Павла, «плоть желает противного духу, а дух — противного плоти» ( Гал. 5:17). В конечном итоге победу одерживает кто-то один... II. Жизнь христианина: состязаниеИспользуемое Павлом сравнение из мира спорта очень важно. Спортсмены должны во всем следить за собой. Есть много такого, что на первый взгляд кажется вполне нормальным, но со спортивной точки зрения может оказаться вредным для бегущего на ристалище веры. Настоящий спортсмен должен уметь оставить все лишнее, всякого рода «оковы», которые могут помешать его бегу. Вполне возможно, что в некоторых случаях «оковы» не одинаково мешают всем, и то, что вредно для одного спортсмена, не обязательно сказывается столь же пагубным образом на другом. Каждый должен решить для себя, что для него является такими «оковами». Существует также многое другое, не имеющее ничего общего со стремлением к совершенству и абсолютно неприемлемое, что должно быть решительно и безоговорочно отринуто всяким, рассчитывающим на победу в эстафете веры. Апостол Павел не столько указывает на какой-то конкретный грех в общепринятом значении этого слова, сколько на грех вообще, как все то, что рано или поздно неизбежно послужит к преткновению бегущего, вызвав его падение. Все, что может хоть как-то отвлечь «спортсмена» от полной самоотдачи во время состязания, отдаляет его от столь желанной победы. Таким образом, все, что мешает или отвлекает бегущего, должно быть немедленно оставлено, а сам «спортсмен» должен не упускать из поля зрения цель, к которой он неудержимо стремится. Всякий бегущий становится благовествующим в христианском смысле этого слова. Он должен не отводить очей веры от Бога, превозмогая все, даже смерть. Словами, характерными для речи апостола, он убеждает читателей послания от начала и до самого конца взирать на Христа, Начальника и Подателя веры. Тексты для исследования: Быт. 47:9; Мф. 7:22, 23; Ин. 7:40—43; 1 Фес. 5:12—15; 1 Петр. 2:11; 1 Ин.3:15—171. В Послании к Евреям последователи Иисуса Христа названы «странниками». Понимая, что автор не имел в виду, чтобы мы в прямом смысле становились странниками, к чему, по вашему мнению, он нас призывает? Является ли образ странника удачной метафорой для понятия «христианской жизни»? 2. Автор Послания к Евреям полагает, что верующий, осознав, какой дорогой ценой досталось нам наше спасение, будет стремиться свершать добрые дела и усовершенствовать свой характер. Почему для верующих такое осознание редко превращается в главный мотив их христианской жизни? Что, на ваш взгляд, может помочь людям прийти к более глубокому пониманию того, какой великой ценой досталось им спасение? 3. Говоря о спасительной силе жертвы Христа, о ее самодостаточности, автор Послания к Евреям все же признает возможность потери верующим обретенного им однажды спасения, если он будет относиться к этому дару без должного благоговения (см. Евр. 6:4—6). Существует ли вероятность того, что человек фактически отрекся от Бога, сам того не заметив? 4. Послание к Евреям, как и многие другие тексты из Библии, призывают нас делать добро не только для членов церкви, но и для «внешних». Должно ли такое делание добра совершаться отдельно от благовествования о Христе? Как увязать между собой эти два элемента христианского служения? 5. В Послании к Евреям, впрочем, как и во всем Новом Завете, много говорится о необходимости активного и конструктивного участия верующего в жизни христианской общины. Каким образом жизнь общины подготавливает верующего к будущей жизни на Новой Земле? Личное благовествованиеВ церковь приходят много новых верующих, но через некоторое время они перестают посещать богослужения и оставляют церковь. Для того, чтобы остановить этот процесс, необходимо предпринять определенные меры, которые потребуют некоторого внимания и конкретного участия со стороны тех, кто уже давно укоренился в вере. Благовествование — это нечто большее, чем просто провозглашение истины. Действенной формой благовествования может стать практическое участие в удовлетворении нужд и потребностей других братьев и сестер, поддержка их первых самостоятельных шагов на пути веры. Христианское общение должно выходить далеко за рамки вежливого приветствия и дружеского рукопожатия при встрече. В церкви много одиноких людей, не имеющих ни семьи, ни близких друзей. Они рассчитывают, что в церкви им удастся найти настоящую дружбу и опору для духовного роста. Будучи собратьями по вере, нам нужно стремиться к тому, чтобы продолжать общение и по окончании богослужения. Мы должны чаще встречаться в течение недели, изучать Библию, вместе молиться. Можно организовать небольшие группы для посещения людей и благовествования им. Несомненно, многое из перечисленного уже делается самими активными из нас. Однако давайте не забывать новообращенных и тех братьев и сестер, которые очень редко приходят в церковь. Ведь Сам Господь оставил нам обетование: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18:20). Даже тем из нас, кто считает себя крепким и непоколебимым в вере, может угрожать опасность отпадения от истины: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1 Кор. 10:12). Благовествование окружающим людям, привлечение их на сторону истины непременно укрепит веру того, кто свидетельствует о ней. От теории к практикеБиблия сообщает о жизни Еноха в очень простых словах: «И ходил Енох пред Богом» ( Быт. 5:24). Однако из других источников мы узнаем, что жизнь Еноха складывалась далеко не просто. «Предание гласит, что Ангел Смерти заключил с Енохом договор о дружбе. В нем Енох поставил три условия. Первое, чтобы он мог умереть, а затем вернуться к жизни снова, с тем чтобы узнать, что такое смерть. Второе условие — показать ему место мучения грешников, с тем чтобы узнать, какое их ждет наказание. Ангел Смерти согласился выполнить эти два условия. "Третьим условием, которое поставил Енох, было увидеть рай, чтобы узнать, какое блаженство ожидает праведников. Это условие также было выполнено. Однако Енох, попав в рай, так больше и не вернулся на землю» (Уильям Баркли. «Материалы по ежедневному изучению Библии», с. 134). Вопросы для размышления1. В вышеприведенной легенде (заметьте, далеко не безупречной с теологической точки зрения) Енох, взвесив все условия, выбирает наилучший вариант! Что можно считать мотивом этой легенды? Проанализируйте и сопоставьте в качестве возможных мотивов эгоизм и самоотверженную любовь. Назовите по крайней мере три библейских персонажа, поступки которых были мотивированы эгоистичными интересами или любовью к Богу. Как окончился жизненный путь каждого из них? 2. У Эпикура есть изречение: «Бог не делает ничего». Есть много людей, которые, подобно Эпикуру, отводят Богу роль наблюдателя, Которому все безразлично и Который ни в чем не участвует. Каковы преимущества религии, которая учит, что Богу не безразлично то, что происходит в мире? Приведите тексты из Библии, свидетельствующие о Божьей любви. Содействует ли духовному росту верующего образ любящего Бога? Вопросы для закрепления1. Настоящей любви чужд всякий расчет с целью извлечения личной выгоды. Когда в отношениях между людьми все сводится к выгоде, тогда выхолащивается сама сущность любви. Какие опасности на пути установления личных отношений с Богом подстерегают человека, имеющего опыт несчастной любви? Каким образом можно обратить такого человека к Богу? Можно ли считать ошибочным и даже опасным, если в поисках Бога верх берут личные мотивы: чувства к другому верующему, желание самоутвердиться, обезопасить свою жизнь и т. д.? Аргументируйте свой ответ. 2. Не все из нас обладают даром наставничества, чтобы умело поддерживать в людях веру. Как еще верующие могут духовно обогащать и поддерживать друг друга? Представьте себе, что рядом с вами в церкви сел незнакомый человек. До начала богослужения осталось еще несколько минут, и вы хотите наилучшим образом использовать это время для знакомства, но никак не можете подобрать подходящие слова. Как быть? Обдумайте возможные варианты начала беседы. В этом уроке мы сделали акцент не только на важности умения находить подход к людям, не являющимся членами церкви, но и на необходимости общения между членами церкви. Как часто мы направляем все усилия на евангельские программы, рассчитанные на окружающих нас людей, и забываем о том, что у наших братьев и сестер тоже могут быть духовные потребности, требующие немедленного вмешательства. Что бы вы посоветовали сделать для решения наболевших проблем поместной церкви? Какие сходства и отличия наблюдаются в служении «внешним» и членам церкви? ЗаключениеДаровав нам спасение и поручив нести Благую весть миру, Бог ожидает, что мы будем заботиться о благополучии и процветании своей христианской общины. |